30112015-foto k_muzeynomu_krujzkuВ рамках реализации музейно-образовательной программы «Память» в Лабинском музее истории и краеведения практикуют как модификацию базовых форм культурно-образовательной деятельности, так и новационные подходы использования интерактивных методик. Ярким примером подобного комплексного подхода стала работа, организованного с января 2015 года, музейного кружка. В самой сути данного объединения, относящегося к традиционным формам музейной работы, предполагается включение посетителей в активную деятельность, и предоставление возможностей для выявления и развития творческих способностей личности.

30112015-foto k_muzeynomu_krujzkuВ рамках реализации музейно-образовательной программы «Память» в Лабинском музее истории и краеведения практикуют как модификацию базовых форм культурно-образовательной деятельности, так и новационные подходы использования интерактивных методик. Ярким примером подобного комплексного подхода стала работа, организованного с января 2015 года, музейного кружка. В самой сути данного объединения, относящегося к традиционным формам музейной работы, предполагается включение посетителей в активную деятельность, и предоставление возможностей для выявления и развития творческих способностей личности.

Музейный кружок, относящийся к историко-краеведческому профилю, представляет собой небольшую группу подростков, объединенных по интересам, и работающих под руководством научного сотрудника музея Андрея Шабардина. Его деятельность осуществляется по специально разработанной музейно-образовательной программе. Приоритетными задачами данного курса стали патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей, построенное на изучении самого широкого спектра историко-культурного, природно-географического наследия лабинского региона. Программа имеет многоуровневый характер и делится на несколько разделов: палеонтология, археология, историческое краеведение, этнография, музеология, культурология… Она строится на сочетании системы работы с предметами, явлениями, ситуациями и системой взаимоотношений людей. Такая разнообразная палитра способствует более глубокому погружению в отечественную историю, и на ее основе воспитанию исторического сознания.

Юные музейщики на занятиях кружка имеют возможность не только получать расширенные и углубленные знания по самому широкому спектру тем, но и знакомиться с музейными предметами и предметами музейного значения, архивными документами, встречаться с очевидцами и участниками событий. Так было и на тематическом занятии «Дети войны», прошедшем в формате встречи со свидетелем оккупации ст. Лабинской – Анной Бабенко. Юным музейщикам это общение позволило увидеть войну глазами пятилетней девочки, ощутить тревожную атмосферу того трагического времени… Важным дополнением мероприятия стало знакомство с предметами войны, когда-то переданными из семейного архива Бабенко в фонд Лабинского музея. Это фронтовые письма и фотография отца Анны Васильевны, трофейный фотоальбом немецкого горного стрелка с альпийскими пейзажами и затерявшимся среди его страниц засушенным цветком эдельвейс…

Комплексная работа музейного объединения охватывает также и проведение историко-этнографических ученических экспедиций, походов по местам боев, сопровождающихся комплектованием фондов и практическими занятиями по музейной атрибуции. Только за последнее время кружковцами было передано в фонды музея около 200 предметов музейного значения.

В апреле-мае 2015 года в рамках патриотической акции «Туриада к 70-летию Великой Победы» юные музейщики приняли участие в походах по местам боев на горных перевалах Кавказа и по партизанским тропам Упорненского отряда. В ходе туриады ребята участвовали в реставрации памятников защитникам Кавказа, возлагали цветы к подножьям обелисков, собирали предметы военного времени. По итогам экспедиций кружковцами была подготовлена серия научно-исследовательских работ, которые они презентовали на музейном конкурсе «Музейные предметы рассказывают», посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Свои выступления ребята сопровождали демонстрацией предметов военной тематики, собранных ими в ходе военно-исторических экспедиций, а также выявленных в частных коллекциях в ходе поисковой работы или из музейных собраний. 

Участник музейного кружка Никита Щербаков вместе со своим отцом Сергеем Викторовичем подготовил исследование, посвященное семейной реликвии - «Дневник лейтенанта Гасенко Г.М.». Они поделились с собравшимися уникальным документом из семейного архива – фронтовым дневником своего деда. Пожелтевшие странички тетради в кожаном переплете исписаны каллиграфическим почерком…., а за этими строками трагические и героические будни войны… Удивительный письменный источник времени, который ждет своих исследований и публикаций.

Знакомству с героическими страницами  Великой Отечественной войны – обороне Умпырского перевала – посвятила свое выступление  восьмиклассница Яна Шабардина.В мае этого года девочка в составе туристической экспедиции совершила поход по местам боев за перевалы Кавказа. Вместе с участниками музейного кружка она участвовала в реставрации памятников защитникам Кавказа, собирала прострелянные гильзы, осколки мин и гранат, которые позднее были переданы в фонд Лабинского музея. Свое выступление Яна предварила исторической справкой о стратегической обстановке на Северо-Западном Кавказе периода августа – декабря 1942 г.  Исследование было дополнено вновь открывшимися фактами бессмертного подвига защитников Умпырского перевала. 29 августа 1942 года небольшая горстка бойцов-минометчиков 174-го горно-стрелкового полка 20 горнострелковой дивизии подорвали себя вместе с окружившими их фашистами. Так геройски погибли командир отделения сержант Шутков В.Е., ефрейтор Васиков Ш.Х.и красноармеец Семяков В.М.

Тему  обороны Кавказа продолжили участники музейного кружка – девятиклассники Хуснутдинова Анастасия, Барабина Анастасия и Андриенко Анастасия, а также Литвиненко Иван. Онирассказали о трагических и героических страницах Упорненского партизанского отряда. Их исследование ставшее итогом краеведческой экспедиции,  было исторически выверено, документально аргументировано архивными источниками из фондов музея. Особую трагическую нотку внесло знакомство с настоящими документами того времени: паспортом партизана В.В. Шевченко с прощальным письмом своим близким, написанным им накануне расстрела; Актом о казни упорненских партизан и др. Все собравшиеся отметили удивительное сходство Вани Литвиненко и его двоюродного прадеда – юного разведчика упорненского отряда Лени Литвиненко, расстрелянного фашистами в декабре 1942 г.

Подобные мероприятия позволяют прикоснуться к бессмертному подвигу советского народа, открыть неизвестные страницы героической летописи Великой Отечественной войны, увидеть какая достойная смена растет у поколения победителей…

Творческий процесс по созданию исследовательских работ несет в себе большой воспитательный потенциал, являясь важным аспектом музейной педагогики. За последнее время работы юных музейщиков стали участниками многих краевых и Всероссийских конкурсных состязаний – «Эврика, ЮНИОР» (Краснодарский край), «Первые шаги в науку» (Россия), «Мир творчества» (Россия). Многие из представленных исследований, а среди них – «Герои Умпырского перевала», «Трагические страницы Упорненского партизанского отряда», «История исследования Костромского кургана», «Флора карбона в бассейне реки Лабы», «Исследования оксфордских известняков в бассейне Лабы» были отмечены дипломами победителей.

Занятия в музейном кружке объединяют детей общими интересами. Здесь среди своих сверстников они учатся обсуждать интересующие их проблемы, учатся анализировать и грамотно излагать свои мысли. Неформальный характер общению придают совместные туристические походы и музейные экспедиции, возможность в дружеской атмосфере музейной гостиной за чашкой чая подвести итоги сделанного, наметить планы на будущее.

Работа музейного кружка, по большей части базирующаяся на музейной тематике, с широким использованием музейных коллекций, значительно обогащает культурно-образовательную деятельность музея. Исходя из принципов преемственности и комплексности подходов, она способствует реализации основных положений программы «Память», расширению и углублению ее музейно-образовательных возможностей.

Юлия Кисленко,

старший научный сотрудник