В рамках финала фестиваля «Доверие» волонтёрских команд служб школьной медиации для руководителей образовательных организаций города и района состоялся практический семинар по теме: «Службы школьной медиации в образовательной организации». В работе семинара приняли участие директоры школ и их заместители по воспитательной работе, председатель Краснодарского регионального отделения Федерации психологов образования России и представители служб системы профилактики Лабинского района.

В рамках финала фестиваля «Доверие» волонтёрских команд служб школьной медиации для руководителей образовательных организаций города и района состоялся практический семинар по теме: «Службы школьной медиации в образовательной организации». В работе семинара приняли участие директоры школ и их заместители по воспитательной работе, председатель Краснодарского регионального отделения Федерации психологов образования России и представители служб системы профилактики Лабинского района.

В условиях реализации ряда рекомендательных документов федерального и регионального уровня, с целью создания условий для формирования безопасного образовательного пространства; снижения числа правонарушений и конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних и социальной реабилитации их участников на основе принципов понимающей и восстановительной медиации управление образования Лабинского района заняло активную позицию по внедрению медиативного подхода в образовательных организациях города и района.

К участникам семинара обратился с докладом «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях Лабинского района» начальник управления образования Александр Захарин. Он подробно остановился на моментах, почему необходимо создавать службы медиации и как работать в этом направлении, а также подчеркнул, что интеграция школьной медиации начинается с обучения взрослых ее основам и умению разрешать споры с помощью этого метода.

В докладе был приведён рейтинг образовательных организаций по количеству обученных медиаторов: в ЦПМС сопровождения г. Лабинска – 3 медиатора; в СОШ №№ 2, 3, 6, 9, 11 г. Лабинска – по 2 медиатора; также в Лабинском социально-техническом техникуме и Лабинском аграрном техникуме – по 2 медиатора. А в СОШ №№ 1, 4, 5, 7, 10, 13, ООШ № №14, 17, 27, 29, СОШ №№ 15, 20, 21, 22, 25, 28, 30, 31, 32, 33 и Коррекционной школе-интернате ст. Вознесенской обучено по 1 медиатору. В образовательных организациях СОШ № 16 ст. Каладжинской, ООШ № 18 ст. Отважной, СОШ № 24 х. Соколихин, СОШ № 26 ст. Ерёминской на сегодняшний день нет специалистов, обученных принципам медиации. В общей сложности в районе прошли обучение 40 работников сферы образования.

Начальник управления образования в своем выступлении отметил, что каждый работник образовательной системы должен владеть навыками медиативного подхода. В каждом образовательном учреждении должно быть несколько школьных медиаторов из числа преподавателей, школьных психологов, социальных педагогов и т.д., и именно они должны выступать посредниками при урегулировании конфликтов, а также научить детей, родителей, учителей и администрацию школы навыкам позитивного мышления и конструктивного поведения в конфликте. Школьный медиатор наряду с урегулированием конфликтов должен распространять принципы медиации. Ведь главное – предупреждение конфликтов.

Школа – это срез общества и для неё характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, учителями и учениками, учителями и родителями. И конфликты эти бывают порой очень жёсткими. В 2016 году в управление образования поступило и было рассмотрено в общей сложности 112 обращений, в том числе и анонимных. От общего количества в рамках компетентности служб школьной медиации было рассмотрено 27 споров с добровольным участием конфликтующих сторон и положительные результаты достигнуты в 100% случаях. В 2017 году с января по октябрь включительно, школьными службами медиации рассмотрен 31 конфликт с применением восстановительных технологий, из них достигнуты положительные результаты в 100% случаях.

Итоги семинара подвела доцент кафедры управления образовательными системами Института развития образования Краснодарского края, председатель Краснодарского регионального отделения Федерации психологов образования России, кандидат психологических наук Светлана Рыженко, выразив надежду на продуктивную работу медиаторов в сфере образования и успешную динамику в профилактической работе и разрешении конфликтов интересов между участниками образовательного процесса.

Н.С. Королёва, медиатор,

ведущий специалист управления образования