Реализация проектов инициативного (партисипаторного) бюджетирования или иных проектов, предполагающих взаимодействие с общественностью в процессе принятия и исполнения бюджета муниципального образования Лабинский район

Губернатором  Краснодарского края Вениамином Ивановичем Кондратьевым  поставлена  задача о  реализации  на территории края инициативного бюджетирования – это реализация инициатив населения за счет средств бюджетов всех уровней.

С 2014 года в Краснодарском крае при проведении оценки качества управления муниципальными финансами оценивается наличие на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований информации о местном бюджете в доступной и понятной для граждан форме по проекту местного бюджета и годовому отчету об исполнении местного бюджета (бюджет для граждан). Министерством финансов края проводится конкурс проектов по формированию бюджета для граждан, в котором 2018 году Лабинский район занял второе место.

При инициативном (партисипаторном) бюджетировании, жители территорий принимают прямое, непосредственное участие в определении приоритетных проблем местного значения и распределении части бюджетных средств, кроме того, подключаются к общественному контролю за реализацией проектов.

Организуются публичные обсуждения, на которых граждане формулируют и обсуждают идеи по решению наиболее злободневных для них проблем. На этих обсуждениях граждане обмениваются мнениями, формулируют свои и знакомятся с другими предложениями. Важно, чтобы на обсуждениях каждый имел возможность высказать свое мнение о приоритетах расходования средств. Затем при участии консультанта происходит отсев тех идей, которые не соответствуют формальным критериям (минимальная и максимальная стоимость реализации проекта, вопросы собственности, полномочий). Далее проходит голосование, на котором граждане выбирают самые важные идеи.

Инициативные группы при поддержке консультантов и представителей муниципальной власти прорабатывают идеи, за которые было отдано наибольшее число голосов, и готовят проектную документацию по ним.

Чаще всего поддерживаются и софинансируются проекты ремонта дорог и организации водоснабжения, далее следуют проекты ремонта объектов культурной инфраструктуры  и благоустройства территории поселений, проекты обустройства мест отдыха и детских площадок и объектов спортивной инфраструктуры, завершают список проекты организации освещения, противопожарных мероприятий, благоустройства мест захоронений.

Правовой режим привлечения средств граждан и предприятий к финансированию проектов — один из основных вопросов реализации инициативного бюджетирования.

 Привлекать средства граждан можно двумя способами:

- самообложение граждан;

- заключение договоров пожертвования с юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Самой главной проблемой будет организовать население, заставить их проявить инициативу.  А начать можно с обустройства дворов, где жители многоквартирных домов выступают даже не как спонсоры, а как собственники, поскольку придомовая территория, как правило, принадлежит им.

Как показывает практика, применением инициативного бюджетирования достигаются следующие эффекты:

  1.      Рост удовлетворенности населения качеством социальных услуг.
  2.      Минимизация иждивенческих настроений со стороны населения и активизация его участия в местном развитии, укрепление взаимного доверия населения и органов местного самоуправления.
  3.      Эффективность бюджетных решений:

- Проекты экономичнее из-за вовлечения населения. Кроме того, такие объекты бережнее эксплуатируются.

Подобный опыт реализации  проектов имеется и в нашем Лабинском районе.

В 2017 году на территории Сладковского сельского поселения Лабинского района в рамках реализации государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на строительство газопровода низкого давления направлено 12,7 млн. рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета 8,9 млн. рублей (или 70%), средства местного бюджета 1,3 млн. рублей (или 10%) 2,5 млн. рублей от этой суммы собственные средства граждан (или 20%).

В 2019 году в рамках программы «Формирование современной городской среды» прошло рейтинговое голосование по городским общественным территориям, подлежащим благоустройству. Более 9 тысяч лабинцев приняли участие в выборе общественной территории для благоустройства. В приоритетном порядке будет благоустроена  зона отдыха по ул. Сочинская ,14 – которая набрала 85,4 % голосов.  В 2020 году планируется реализовать проект благоустройства территории.