C 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - закон о спецоценке) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - закон о внесении изменений).

C 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - закон о спецоценке) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - закон о внесении изменений).

Поскольку практика в данной сфере еще не сложилась, при определении сроков проведения спецоценки условий труда у работодателей возникает много вопросов. Вопрос: Согласно закона о спецоценке, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. В законе сказано, что в случае, если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. Таким образом, срок проведения спецоценки исчисляется со дня проведения аттестации. Если аттестация рабочих мест никогда не проводилась, можно ли не проводить спецоценку до 2018 года?

Ответ: В рамках закона о спецоценке чисто теоретически - да. Однако никто не освобождает работодателя от соблюдения положений, предусмотренных ТК РФ, в частности, от обязанности исполнять законодательство о специальной оценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). В данной ситуации, если мы посмотрим положения этого закона и сопутствующего ему закона о внесении изменений, то одной из основных обязанностей работодателя является ознакомление работника в письменной форме с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. Поэтому вариант ухода от проведения специальной оценки условий труда крайне сомнителен.

Вопрос: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”», отдельные положения которого вступили в силу с 1 января 2014 года, увеличивает размер ответственности за трудовые нарушения, которые начнут применять в 2015 году. Будут применяться новые правила к нарушениям, допущенным в 2014 году?

Ответ: Данный закон закрепил изменения, в том числе в административное законодательство, ввел новые составы правонарушений в сфере трудовых отношений, а также предусмотрел отдельные меры ответственности за нарушения в сфере охраны труда, новый состав правонарушений, связанных с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда». Все эти санкции вводятся с 1 января 2015 года. Общее правило административного законодательства гласит, что нарушениям, выявленным в течение календарного года, применяется закон, который действует на тот момент. Следовательно, если правонарушение допущено до 1 января 2015 года, соответственно к работодателю будут применены ныне действующие санкции.

Вопрос: В настоящее время в средствах массовых информаций большое внимание уделяется правомерности заключения гражданско-правовых договоров. Трудовой кодекс дополнен новой статьей 19 прим.1, определяющей порядок признания трудовых отношений, возникших на основании гражданско-правового договора. На законодательном уровне определена административная ответственность за подмену трудовых отношений гражданско-правовыми?

Ответ: Сегодня особое внимание уделяется легализации трудовых отношений администрацией Краснодарского края, районной администрацией. При администрации муниципального образования Лабинский район создана и действует комиссия по легализации трудовых отношений. Легализация трудовых отношений – очень актуальная тема для многих граждан. Ведь когда работник молодой и здоровый, его интересует сколько он получит денег сейчас за свой труд, а не то, какая у него будет пенсия. И зачастую его волнует своевременная выплата заработной платы, а не то, «белая» она или в «конверте». Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, установлены статьей 419 Трудового кодекса РФ. В данной статье лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной в порядке, установленном соответствующими федеральными законами. За нарушения законодательства о труде и об охране труда должностные лица несут ответственность согласно ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данной статьей предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. За повторное аналогичное правонарушение руководитель может быть подвергнут дисквалификации на срок от одного года до трех лет. С 1 января 2015 года начнет действовать специальная ответственность за такое нарушение со штрафами до 200 000 рублей.

Вопрос: По опубликованным данным Роструда 64% работодателей чаще всего допускают трудовые нарушения в вопросах заключения трудового договора, предоставления гарантий и компенсаций, регламентации режимов рабочего времени и времени отдыха; 20% работодателей – в волросах охраны труда; 16% - оплата и нормирование труда. Что можете отнести к основным причинам нарушений трудового законодательства?

Ответ: не знание требований законодательства; отсутствие организации работы по регулированию трудовых отношений – работодатели не правильно распределяют трудовые обязанности, не назначают должностных лиц, ведущих кадровое делопроизводство, не осуществляют меры контроля за соблюдением режима рабочего времени;желание минимизировать свои расходы любыми путями: отдельные работодатели с этой целью задерживают выплаты и зарплату, выдают их не в полном объеме, не оплачивают сверхурочные часы, несвоевременно предоставляют отпуска и отпускные суммы и другое.

Начальник отдела трудовых отношений, охраны труда и взаимодействия с работодателями ГКУ КК ЦЗН Лабинского района Струева В.А.