В Лабинском районе у истоков зарождения музейно-экскурсионного движения стоял местный учитель истории, страстный краевед Федор Иванович Моисеенко, который с молодых лет посвятил свою жизнь педагогической деятельности. Еще будучи студентом Армавирского педагогического училища, он уже преподавал историю и конституцию в начальной средней школе ст.Михайловской (входившей в те годы в состав Лабинского района). Проработав в Михайловской школе с 1932 по 1940 годы, Федор Иванович вместе с семьей накануне войны переезжает в ст.Лабинскую. Здесь молодой педагог устраивается в семилетнию школу № 30, где и проработает до самой пенсии.

В Лабинском районе у истоков зарождения музейно-экскурсионного движения стоял местный учитель истории, страстный краевед Федор Иванович Моисеенко, который с молодых лет посвятил свою жизнь педагогической деятельности. Еще будучи студентом Армавирского педагогического училища, он уже преподавал историю и конституцию в начальной средней школе ст.Михайловской (входившей в те годы в состав Лабинского района). Проработав в Михайловской школе с 1932 по 1940 годы, Федор Иванович вместе с семьей накануне войны переезжает в ст.Лабинскую. Здесь молодой педагог устраивается в семилетнию школу № 30, где и проработает до самой пенсии.

Федор Иванович прошел всю войну. Демобилизовавшись из армии в звании лейтенанта запаса, он в марте 1946 г. вернулся в Лабинскую, где приступил к преподавательской деятельности в средней школе № 30. Сразу же перед педагогом возник ряд трудностей. В школе практически не было вспомогательных средств обучения: карт, дополнительной литературы, наглядных пособий. Но и эти проблемы вчерашний фронтовик решал вполне успешно, причем делал это собственными силами. Такое положение дел продолжалось в течение многих послевоенных лет. Федор Иванович всегда умел заинтересовать каждого ребенка. Подтверждением этому могут служить воспоминания его бывших учеников. И среди них – Нелли Ивановна Фисенко. Она рассказывала,  что «на уроках Федора Ивановича всегда было интересно. Все его слушали, затаив дыхание, и даже хулиганистые мальчишки-переростки. Классы в то время были по 40-42 человека. Федор Иванович всегда твердо держал дисциплину. А с наглядными материалами, действительно, было трудно. У Федора Ивановича долгое время имелась всего лишь одна политическая карта мира. Он всегда носил ее с собой, под мышкой, чтобы никто не украл. Эта карта была очень старой. Когда она рвалась, учитель ее чинил и снова брал с собой в школу. А еще он приносил к нам на уроки исторические книги из домашней библиотеки. Мы знакомились с ними и передавали дальше на соседние парты. В этих книгах мы видели картины грандиозных битв, портреты правителей и выдающихся личностей».

Но не только требовательностью, строгостью и дисциплиной обучал и воспитывал своих учеников Моисеенко. В его педагогической практике находилось место и юмору, и спорту, и культурному отдыху. Тамара Марковна Кершницкая, ученица Моисеенко, вспоминает: «На уроках Федора Ивановича мы смеялись довольно часто. Он был человеком с большим чувством юмора. Особенно мне запомнился один забавный эпизод. Прозвенел звонок. Мы все уже были в классе на своих местах. Федор Иванович, как всегда, был одет в гимнастерку, галифе, а из голенища сапога виднелась указка. Он подошел к двери, приоткрыл ее. Так, между прочим, заглянул в школьный коридор. Затем закрыл дверь. Спустя некоторое время неожиданно скомандовал: «Встать! Смирно!». Открылась дверь, и в класс зашел наш двоечник Коля Герасимов! Мы все, конечно, засмеялись. Николай подошел поближе. А Федор Иванович в это время констатировал: «Генерал пришел! С опозданием!». Нередко, особенно на Пасху, мы ходили в лес. Там, вместе с Федором Ивановичем, мы играли в различные спортивные игры, катались на «тарзанке», пролетая над оврагом. Нам всегда очень нравилось отдыхать и развлекаться вместе с нашим классным руководителем».

Большое внимание Федор Иванович Моисеенко уделял военно-патриотическому воспитанию школьников. Он активно участвовал в организации памятных вечеров, классных часов и различных мероприятий, посвященных знаменательным датам в истории Советской Армии и Флота. Неоднократно в стенах школы он проводил встречи учащихся с участниками Гражданской войны, фронтовиками Великой Отечественной войны. В период школьных каникул и выходные дни Федор Иванович вместе с другими учителями, членами краеведческого кружка и пионерскими отрядами совершал походы  к местам боев и захоронений павших воинов. В ноябре 1966 года краеведы лабинской средней школы № 30 прошли своими первыми туристическими маршрутами по боевым партизанским тропам. В мае 1967 года Моисеенко с группой  школьников  отправился к местам гибели бойцов лабинского партизанского отряда, чтобы установить там памятники. В этом походе их сопровождали партизаны: А.Г. Батаев, М.М. Мироманов, А.М. Шмойлова, В.Ф. Ефимов. Всего было установлено три обелиска на местах гибели А.Г. Турчанинова и Д.П. Селиверстова, И.Ф. Константинова и А.Г. Глущенко, а также Т.И. Шведова, Н.Г. Наливайко, М.И.Корякина и других бойцов.

В педагогическом коллективе средней школы №30 Моисеенко всегда оставался настоящим профессионалом, не терял лучших человеческих качеств. Был весьма скромен, но при этом никогда не отступал от своих принципов, отстаивая их. Он не терпел несправедливости, был прямолинейным.

Историко-краеведческой работой Федор Иванович по-настоящему начал заниматься  с 1956 года. Связано это было с возникшей одновременно  необходимостью создания городского музея, где бы хранились собранные поисковиками исторические материалы. Правда, сегодня имеются свидетельства и о том, что еще, начиная с 1940-го года, Моисеенко со своими учениками выезжал на места археологических раскопок, которые велись на территории Лабинского района. Сам же Федор Иванович в своих «Заметках о музее» спустя десятилетия писал: «После войны, с 1954 года, я стал руководителем секции преподавателей истории района. В 1956 году Министерство Просвещения ввело уроки преподавания истории краеведения. Материалов для краеведения не было, и, в марте 1956 года, на учительском совещании секции преподавателей истории было вынесено решение о создании в городе историко-краеведческого музея районного масштаба, в котором сосредотачивать материал для преподавания краеведения по школам района. Местом сбора краеведческого материала музея избрали школу № 30, где я работал преподавателем истории. С этого времени я начал собирать материал для музея».   Под руководством Моисеенко в средней школе №30 был организован историко-краеведческий кружок. На протяжении многих лет его работы количество юных поисковиков постоянно менялось. В 1965-66 учебном году в состав кружка входило 68 человек, а в 1966-67-м - в поисковой работе было задействовано около 300 школьников. Моисеенко вместе с учениками был собран богатый музейный материал: археологические находки, предметы кубанского быта, реликвии времен Гражданской и Великой Отечественной войн, старинные монеты, документы и другие письменные свидетельства. Большая поисковая работа была проведена по изучению истории лабинского партизанского отряда. Были исследованы боевые операции, собраны фотографии, записаны воспоминания и составлены биографии  бойцов. Совместно с инициативной группой лабинских партизан ребятами был восстановлен списочный состав отряда, выявлены погибшие и выжившие. Собранный юными краеведами материал находил отражение в тематических школьных экспозициях: стендах и альбомах.

На протяжении почти 40 лет многие поколения лабинских мальчишек и девчонок – учеников Федора Ивановича - с увлечением изучали историю родного края. Они совершали краеведческие экскурсии и археологические экспедиции, походы по местам боевой славы и этнографические экспедиции. Юные лабинцы записывали воспоминания очевидцев событий, собирали экспонаты для школьного музея, проводили экскурсии по его экспозициям... Весь тот огромный подвижнический труд, который на протяжении многих десятилетий, вел лабинский историк вместе со своими учениками, нашел продолжение сначала в созданном Моисеенко школьном музее,  потом - народном музее, и, наконец - Лабинском краеведческом музее.

Протомузей при городской школе № 30 (современная средняя школа № 9) занимал темную комнату без окон, куда и складывались собранные детьми артефакты времени. В школьном коридоре стояли витрины, где экспонировались музейные «сокровища». Федор Иванович проводил специализированные краеведческие экскурсии, приносил предметы школьного музея на уроки истории или заседания археологического кружка.

К сожалению, школьное собрание не имело должной охраны. Однажды, в 1961-м году, витрины с выставкой старинных монет были разбиты, а вся богатая коллекция из личного собрания Моисеенко похищена. Перед Федором Ивановичем встал насущный вопрос об организации серьезного музейного учреждения, тем более что к тому времени собрание историка насчитывало более тысячи самых разнообразных артефактов.

С выходом на пенсию, в августе 1972 года, Федор Иванович с еще большим усердием принялся за главное дело своей жизни. С вопросом о необходимости организации городского музея он постоянно выступал на общественных собраниях, конференциях, митингах. Историк часто публиковался на страницах местной и кубанской прессы - в газетах «Ленинское Знамя» и «Комсомолец Кубани». На протяжении многих лет Федор Иванович добивался у местных властей предоставления здания под музей.

Заботами краеведа в сентябре 1978 года в Лабинске открылся первый музей, правда, тогда он имел статус музея на общественных началах. Для разросшейся коллекции местными властями было выделено три комнаты при клубе комбината «Лабводиндустрия», расположенного на окраине города. Будучи директором народного музея Моисеенко создает Совет, основной задачей которого стало привлечение школьников к сбору экспонатов.

Фонды народного музея пополнялись очень активно. Этому способствовала большая подвижническая, просветительская деятельность Моисеенко. Лабинский краевед систематически посещал школы города, демонстрируя детям экспонаты народного музея и призывая молодежь к делу  пополнения музейных фондов. Под руководством Федора Ивановича при школах были созданы рабочие группы, которые занимались сбором артефактов.

Ветеран педагогического труда Галина Федоровна Быкова вспоминает об одной из таких встреч: «Как-то в один из учебных дней 1979 года мы пригласили Федора Ивановича на урок в восьмом классе  средней школы № 11. В то время я работала там учителем русского языка и литературы, совмещая несколько часов истории. Федор Иванович преподал всем нам настоящий музейный урок по истории Лабинска. Тот урок произвел на учащихся неизгладимое впечатление, и это не случайно. Ведь Моисеенко был настоящим педагогом: умел общаться с детьми, заинтересовать их, найти нужный подход к каждому. По окончанию урока ученики задавали Федору Ивановичу много вопросов, на которые он с удовольствием отвечал. Особенно были заинтересованы мальчики, в том числе и монетами разных стран, которые краевед принес с собой. Они не отходили от него ни на шаг до самой школьной калитки».

О музейном уроке Федора Ивановича спустя годы делился своими впечатлениями и лабинский краевед, научный сотрудник музея Виталий Якубов: «Осенью 1980-го года я учился в 3-м классе средней школы № 9. В один из сентябрьских дней, накануне 139-й годовщины со дня образования Лабинска, к нам на урок пришел Федор Иванович Моисеенко. Наша учительница представила нам его, как историка, педагога-ветерана нашей школы и директора музея на общественных началах. Федор Иванович начал свой рассказ о том, как возник и расцвел наш город (в то время станица) вокруг Махошевского укрепления. Я тогда впервые узнал, что район, где оно располагалось, в народе получил название «крепости». Федор Иванович рассказывал нам о том, что люди, которые там живут, часто копают огороды и находят при этом штыки от казачьих ружей, винтовок, пистолеты, кинжалы и пушечные ядра. Эта информация приобретала для нас двойной смысл, так как большая часть нашего класса были именно «крепостьяне». Федор Иванович призывал нас сохранять найденные предметы старины, приносить их в музей, тем самым внося свой вклад в дело сохранения истории своей малой Родины. Свой урок краевед построил из двух частей: лекции по истории лабинской земли и рассказа об интересных экспонатах народного музея нашего города. Мне запомнилось, что к нам на урок Федор Иванович принес с собой фотографии казаков на картонных подкладках». Интерес к истории, способность к сохранению ее материальных и культурных ценностей, стремление заниматься краеведением Федор  Иванович Моисеенко взрастил у детей разных поколений. Повлиял он и на выбор профессии лабинского историка, научного сотрудника Андрея Шабардина, на формирование его интереса к археологии и краеведению. Еще в 5-м классе Андрей под руководством своего учителя истории  Левашова и Моисеенко начал собирать предметы старины, которые затем относил в народный музей.

По воспоминаниям очевидцев музей в ту пору больше напоминал фондохранилище. Экспонаты были расставлены тут же на столах, возле которых и проводил свои экскурсии Федор Иванович. Эволюция музейной экскурсии проходила от эпизодических разъяснений любопытствующим до систематических экскурсий. В экскурсионной тематике, отдавалась необходимая дань политической конъюнктуре – всесторонней пропаганде социалистической идеологии.  

Несмотря на положительные стороны, народный музей имел ряд недостатков. Он располагался на верхнем этаже здания. Трех выделенных комнат не хватало для размещения около полутора тысяч экспонатов. Доступ в музей был свободным, что сыграло отрицательную роль в сохранности его экспонатов. К сожалению, многие редкие предметы были безвозвратно утеряны.  Для посетителей музей был малодоступен, так как находился на окраине города. Да и статус музея говорил сам за себя. Он был именно народным, а не муниципальным, зарегистрированным. Все это заставило Моисеенко продолжать работу по созданию музея: добиваться выделения здания, проведения в нем ремонта, организации официальной регистрации учреждения и открытия. И Федор Иванович, не смотря на возраст и плохое состояние здоровья, довел дело своей жизни до конца.

Долгие годы беззаветной преданности однажды выбранному делу, сплочение вокруг себя кружка единомышленников из ветеранов войны, бесконечные переговоры с властями дали свои плоды. В мае 1989 г. ветерану войны, ветерану педагогического труда Моисеенко были вручены ключи от добротного старинного здания, живописно расположившегося в самом центре города на пересечении улиц Красной и Советской. Это был особняк бывшего до революции знаменитого лабинского купца и мецената Сушкова. В советские годы в этом здании размещались волком комсомола, райфинотдел, районная инспекция Госстраха и вот теперь оно приобрело своих окончательных владельцев. Начались ремонтно-реставрационные работы. Большой вклад в формирование облика будущего музея внесли ветераны войны И.С. Осипов, Б.Г. Литвак, Н.Т. Смоляров, а также заведующая районным отделом культуры А.В. Болотникова, второй секретарь горкома партии Е.Г. Пищалова и другие отзывчивые лабинцы.

Необходимо отметить, что важную роль в окончательном оформлении лабинского музейного проекта сыграло письмо в администрацию местного горисполкома от руководства Краснодарского Государственного историко-археологического музея-заповедника в лице директора И.И. Борзило с обращением о создании Лабинского краеведческого музея.

Подвижнические старания инициативной группы во главе с Федором Ивановичем  получили заслуженный результат. 14 сентября 1991 г., в день празднования 150-летия города, Лабинский музей истории и краеведения был открыт. В фонды музея вошла, собранная Федором Ивановичем на протяжении многих лет (сначала в школьном, а затем и народном музеях), большая коллекция артефактов (1800 единиц хранения).

В 1993 году Федор Иванович ушел из жизни. В память о бескорыстном подвижнике музейного дела 15 ноября 1993 года городскому музею было присвоено имя Моисеенко – человека, всю свою жизнь посвятившего делу сохранения и популяризации лабинской истории.

По материалам книги Е.Виноградова «Хранитель лабинской истории»