11122015-statya o_poseshzenii_labinskogo_muzeya_donzkim_arheologom_na_glavnuyuСовсем недавно Лабинский музей посетил удивительный человек – старший научный сотрудник Донецкого Национального университета ДНР Александр Евглевский. Ученый-археолог приехал к нам из такого далекого, но ставшего всем нам родным Донбасса, с одной только целью – увидеть «каменную бабу» из экспозиции Лабинского музея. Дело в том, что Александр Викторович вот уже много лет ведёт работу по выполнению проекта «Свод средневековых изваяний Евразии», в котором будет дан  детальный анализ локальных особенностей тюркских каменных скульптур Краснодарского края; на основе универсальной типологии изваяний всей Евразии выясняются локальные зоны, в том числе уточняется датировка; развивается информация о культе предков тюрков, с которым изваяния связаны самым непосредственным образом… Проще говоря, Евглевский занимается переписью тюркских каменных изваяний или «каменных баб». Впрочем, слово «баба» по отношению к этим памятникам старины  он предпочитает избегать, говорит, что все-таки правильней называть их «каменными изваяниями».

11122015-statya o_poseshzenii_labinskogo_muzeya_donzkim_arheologom_na_glavnuyuСовсем недавно Лабинский музей посетил удивительный человек – старший научный сотрудник Донецкого Национального университета ДНР Александр Евглевский. Ученый-археолог приехал к нам из такого далекого, но ставшего всем нам родным Донбасса, с одной только целью – увидеть «каменную бабу» из экспозиции Лабинского музея. Дело в том, что Александр Викторович вот уже много лет ведёт работу по выполнению проекта «Свод средневековых изваяний Евразии», в котором будет дан  детальный анализ локальных особенностей тюркских каменных скульптур Краснодарского края; на основе универсальной типологии изваяний всей Евразии выясняются локальные зоны, в том числе уточняется датировка; развивается информация о культе предков тюрков, с которым изваяния связаны самым непосредственным образом… Проще говоря, Евглевский занимается переписью тюркских каменных изваяний или «каменных баб». Впрочем, слово «баба» по отношению к этим памятникам старины  он предпочитает избегать, говорит, что все-таки правильней называть их «каменными изваяниями».

Как рассказал нам донецкий ученый, каталог он задумал еще лет десять назад и все это время собирал для него материал. В каталог должны войти тюркские средневековые изваяния всей Евразии: от Монголии и Китая до Болгарии. Это – колоссальное количество информации, труднейшая задача. В свое время коллеги уговаривали Александра Викторовича сузить охват территории, но не уговорили. Маленький коллектив энтузиастов работает без особой надежды на спонсорскую помощь, вкладывая в этот проект собственные сбережения, да к тому же в условиях необъявленной войны и повсеместной разрухи в ДНР… И все-таки, не смотря ни на что, они продолжают работать. Удивительно. Для нас - это просто подвиг настоящих ученых. Если задуманное удастся осуществить, то должен получиться многотомный свод: изображение каменных изваяний и их описание, карты и сводные таблицы. Такой полный каталог каменных изваяний - наследия евразийских степей средневековья не издавался еще ни в одной стране, даже не предполагалось. Выход сигнального экземпляра (или, может быть, даже всего тиража) первого тома этого масштабного проекта анонсирован на конец декабря 2015 года.

За время своих археологических исследований Александр Викторович побывал во многих значимых для тюркской культуры местах: в Монголии, Казахстане, в горах Тянь-Шаня, горных северных районах Болгарии и т.д. А теперь, заканчивая работу над первым томом проекта, донецкий археолог, посетил наш маленький Лабинск. Александр Викторович отметил, что он приехал к нам недаром: лабинское изваяние очень оригинальное и ему нет аналогов, правда его датировка и этнокультурное отождествление находится еще в стадии анализа…

Когда-то еще в XI веке кочевники-кипчаки обосновали наши южные степи, а до них приходили на эту территорию другие азиатские народы, и пребывание некоторых из них также было отмечено установкой каменных изваяний…

Если бы машина времени могла перенести нас почти на тысячу лет назад, то мы могли бы наблюдать следующую картину: к каменной бабе подходит степняк и наносит ей каким-то тяжелым предметом сокрушительный удар. Но как же в таком случае культивируемое древними почитание предков, скажите вы, ведь эта баба наверняка высечена в честь кого-то из них… И почему соплеменники не остановят святотатца, а спокойно наблюдают за этой сценой и, возможно, еще ему и помогают?..

Александр Викторович объяснил, что для некоторых тюркских племен и относительно лишь для части изваяний это отнюдь не акт вандализма, а ритуальный обряд. «Когда человек умирал, соплеменники ваяли из камня антропоморфное изображение, предоставляя душе умершего переселиться в эту фигуру. Они были уверены, что она будет находиться не в груди, возле предполагаемого сердца, а в голове. Проходил некий определенный срок, и, чтобы освободить душу, голову изваяния отбивали, разбивали, а иногда лишь стесывали лицо. А если камень был очень тверд, могли в тех же целях стесать «лицо»… Но есть большая загадка: почему одни изваяния разрушали, а другие – нет? По одной из существующих гипотез, эти действия связываются с социальным статусом: изваяния бедных людей разрушали, тогда, как изваяния богатых продолжали стоять на кургане. Однако у меня есть факты, заставляющие в этом усомниться».

Как и в древнегреческой культуре раскрашивания скульптур, встречаются в средневековой евразийской культуре. Здесь можно было увидеть каменные изваяния с накрашенными губами, нарумяненными щеками. Возможно, изваяния могли украшать тканями или даже одевать.

Короткие в сравнении с торсом ноги каменных баб были связаны не с канонами тогдашней степной красоты, а с художественным приемом мастера, в задачу которого не входило копировать пропорции человеческого тела. Зрительный и эмоциональный акцент делался на другое…

Археолога Евглевского очень волнует современная ситуация с сохранностью каменных изваяний: «Множество их погибло в войнах, было разрушено религиозными фанатиками последующих эпох, современными вандалами. Но и будущее тех, которые дожили до наших дней, и гордо называются памятниками истории и культуры, вызывает огромную тревогу. Особенно это касается изваяний из песчаника и ракушечника, хотя и судьба гранита также тревожна. Их губят резкие перепады температур, кислотные дожди, выхлопные газы; их уродуют и разрушают мхи и лишайники, если они хранятся в ненадлежащем месте. Эта ситуация усугубилась в последние тридцать лет. Еще немного – и древние каменные изваяния непоправимо растрескаются, раскрошатся, утратят свои неповторимые черты, превратятся в безликие каменные столбы.

Развивая тему сохранения каменных баб от разрушений, Александр Викторович, продолжил: «Этим изваяниям нужна крыша над головой, ну, хотя бы навес. Существует хорошая практика помещения каменных изваяний в лапидарии из оргстекла, что не так уж затратно. Сохранение средневекового наследия евразийских степей того стоит».

Наша встреча заканчивалась. Александру Викторовичу надо было торопиться в дорогу. Весь наш маленький музейный коллектив вышел попрощаться с этим удивительным человеком… Впереди его ждали новые встречи с каменными изваяниями – молчаливыми свидетелями тысячелетней истории. Все их надо будет обследовать, отфотографировать, а потом систематизировать и внести в каталог… Мы пожелали Александру Викторовичу удачи в его благородном труде на ниве науки и, конечно же – самого главного – мира и процветания его родному Донбассу.

Юлия Кисленко,

старший научный сотрудник

Лабинского музея истории и краеведения им. Ф.И. Моисеенко

Из материалов Евглевского А.В. об изваянии Лабинского музея из Ахмет-Кая

Зафиксировано в 1991 г во время работы в Лаби́нском р-не Краснодарского края Восточно-Закубанской археологической экспедицией Краснодарского музея-заповедника, которой руководил В.Н.Каминский. Местные жители привезли изваяние в экспедицию, обнаруженное ими на городище Ахмет-Кая. Вероятно, тогда же изваяние было передано в Лаби́нский музей на постоянное хранение. Контекст находки не установлен. Изваяние представляет собой фигуру до пояса.

Сохранность. Неудовлетворительная. Голова отбита, позже поставлена на место с помощью цементного раствора. Выбоины на лице, затылке и нижней части, сколот подбородок, покрыто многочисленными прочерченными линиями, сильно выветрено, из-за чего детали иконографии не просматриваются.

Описание. Голова выделена из монолита. Лицо овальное, широкоскулое. Уши показаны в виде рельефных, широких, слегка изогнутых валиков. Плечи широкие, покатые. Грудь слаборельефная, возможно, подтреугольной формы. Руки объемные, отделены от живота узкими выемками, с тыльной стороны отделены от торса широкими и глубокими выемками. Правая рука расположена на поясе, левая согнута под прямым углом под грудью. Просматриваются широкие бедра. Тыльная сторона выровнена, вверху просматриваюется изображение лопаток (?), на уровне талии слегка вогнута, ниже – ярко выраженные ягодицы. Фигура талирована.

Порода камня. Известняк белый.

Размеры. 0,72x0,41х0,16 м.

Дата. Исследуется (по А.В.Пьянкову, И.В.Цокур: кон. XI – нач. XII в.; в музее подписана как IV в. до н.э.).